У И. А. Бунина. Беседа, Московская газета. 1914. No 310. 21 апреля

В Москве в настоящее время гостит писатель И. А. Бунин1.

Бунин только что возвратился из Капри2. Эта местность очень ему полюбилась своей тишиной и весьма удобными условиями для творческой работы.

- Капри, - рассказывает писатель, - дивная итальянская провинция. Самый климат здесь великолепный. Между прочим, Капри по справедливости гордится своей достопримечательностью - "лазурным гротом", который считается чудом света.

Под скалами имеется большой грот, куда ведет маленький вход. На лодке едва можно проникнуть через этот вход. Благодаря преломлению света через морскую воду внутри грота получается изумительное освещение.

Буквально грот залит голубым сиянием, что производит необычайный эффект3.

Кроме того, там замечательны развалины дворца императора Тиверия4.

На Капри я все время много работал.

Часть вещей уже напечатана5, а часть еще будет напечатана6.

Между прочим, в "Северных записках" пойдет мой рассказ "Весенний вечер"7.

В числе других произведений мною написана одна большая повесть8.

В Москве писатель предполагает пробыть недолго9. На лето он поселится близ Одессы, где уже снята им дача10.

Это уже второе лето писатель проводит около Одессы".

Там же обыкновенно образуется целая литературная колония. Кроме Бунина, живут художник Нилус, академик Д. Н. Овсянико-Куликовский, Семен Юшкевич и А. М. Федоров12.

К осени И. А. Бунин намерен написать лекцию о русских писателях последних дней и выступить с этой лекцией перед публикой13.

И. А. Бунин намерен здесь показать на примерах, действительно ли литература нового периода дала нам какие-нибудь новые приобретения.

По его мнению, весьма спорны утверждения, будто бы новейшая литература сделала завоевания в области техники, формы и языка.

- Я постараюсь доказать, - говорит Бунин, - на основании литературных примеров, что в действительности и это далеко не так, что литература последних годов - не прогрессивное, а регрессивное явление во всех отношениях.

Примечания

Печатается по: У И. А. Бунина: Беседа // Московская газета. 1914. No 310. 21 апреля. С. 6.

1 См. примеч. 5 к No 22.

2 См. примеч. 6 к No 18.

3 О "лазурном гроте" см. также очерк Бунина эмигрантского периода "Остров сирен", первоначально озаглавленный "Капри" (Бунин И. Собр. соч. Т. 7. С. 281--287).

4 К образу римского императора Тиверия на Капри Бунин возвращался, помимо вышеупомянутого очерка "Остров сирен" (см. примеч. 3), и в "Господине из Сан-Франциско".

5 К этому времени, помимо стихотворений, в печати уже появился рассказ "Святые" (см. примеч. 11 к No 22).

6 См. примеч. 11 к No 22.

7 Рассказ "Весенний вечер" появился в четвертом сборнике "Слово" (М., 1915. С. 3--16); в "Северных записках" Бунин опубликовал в 1914 г. только шесть стихотворений (No 2. С. 5--8).

8 См. примеч. 10 к No 22.

9 Ср. письмо Бунина Нилусу в Одессу от 29 апреля 1914: "Приедем 2-го или 3-го <мая. - Д. Р.>" (РАЛ. MS. 1066/4119).

10 Как ив 1913 г., на лето Бунин поселился на даче Ковалевского под Одессой. Вместе с братом Юлием в июне 1914 г. они отправились в путешествие по городам Волги от Саратова до Ярославля (см.: Бабореко. С. 222--226; Устами Буниных. Т. 1. С. 137--139; Литературное наследство. Т. 84. Кн. 1. С. 652).

11 См. примеч. 3 к No 17.

12 Ср. No 18 настоящей публикации.

13 Замысел этот не был осуществлен. Летом 1913 г. газеты сообщали, что Академия наук организует цикл публичных лекций о русской литературе, в рамках которого будут читать академики Д. Овсянико-Куликовский, А. Веселовский, Н. Котляревский и И. Бунин (см.: Киевская мысль. 1913. No 230. 21 августа. С. 2; Биржевые ведомости. 1914. No 14031. 1 марта. С. 4. (Вечерний выпуск)). По-видимому, позже Бунин решил вместо публичной лекции написать статью о современной литературе, которую обещал в 1915 г. Горькому для публикации в журнале "Современник" (см.: Переписка А. М. Горького и И. А. Бунина. С. 78, 79).

К этой идее Бунин возвращался и позднее: в Музее И. С. Тургенева в Орле сохранились подготовительные материалы к задуманной им лекции или статье о современной литературе, и в частности о творчестве Брюсова. См. краткий план, озаглавленный "Лекция": "Оторванность от жизни, незнание ее, книжность, литературщина - гибель от нее: Бальмонт, Брюсов, Иванов, Горький, Андреев. И это "новая" литература, "добыча золотого руна"! Кописты, архивариусы! Подражание друг другу. Да что же! Так легче писать! А древность! Неужели древние только и делали, что богами занимались?!" (ОГЛМТ. Ф. 14. No 971 оф. Л. 5; см. также No 984 оф., No 8764 оф., No 8765 оф.). См. также предисловие, примеч. 4 на с. 415.

© 2000- NIV