Бунин И. А. - Пащенко В. В., 17 января 1891 г.

46. В. В. ПАЩЕНКО

17 января 1891. Орел 

Вернувшись с "Горя от ума" --

следствием чего разговариваю стих<ами>.

17 января

около 12 ч. н<очи>

Голубчик Ляличка! Позволишь мне чуть-чуть
Посплетничать?.. Ей-богу, удивленье! -
Тут (Первоначально: теперь.) новая чета подверглася "глумленью",--
Уж Травиной1 теперь нас нечем упрекнуть
Представь - воочию у нас свершилось чудо!
Сама теперь сидит по целым вечерам
Запершись наверху... где, если помнишь, нам
Бывало тоже ведь не худо...
Да не одна! - Все Померанцев с ней!
Он с каждым днем все чаще и смелей
После обеда к "нам" (!) заходит
Уходит вечером (Зачеркнуто: А вечером уйдет.) туда, где "потеплей" (*)
И глаз не сводит!
Она... я не могу сказать
И не настолько я скотина,
Чтоб, что-нибудь решиться утверждать
Или лукаво намекать,
Какая этому причина,
А только думаю, что тут
Не о погоде речь ведут!..
К тому ж - история!.. На днях
(Я говорю уже серьезно)
Наш Померанцев весь в слезах (**)
Явился ночью уже поздно
И прямо к "Борьке"2... Тот сидит
И, всей коротенькой качаяся фигурой,
Спокойно дремлет с корректурой...
Вдруг Померанцев тормошит:
- "Борис Петрович! ради Бога!..",
"Что, что? Вас черт сам не поймет".
- "Она... послушайте ж немного!..
Она кричит: "найду исход!"
"Что за исход? И кто она?"
- "Ах, Боже мой! - да Травина
Мы с ней в театре толковали...
Она сначала ничего была...
Потом... мы говорить начали...
Ну... и расплакалась, вскочила и ушла!
Мне, говорит, найти исход придется"... (***)

(* Холод у нас опять ужасный.

** Не думай, что для рифмы сказал.

*** Импровизация к черту! Не рад, что затеял... Ведь это наслушавшись стихотв<орного> говора в "Горе от ума".)

В самом деле, Варенька, история! Все это - факт! Сидят по целым вечерам вместе, потом этот "исход"! Какой исход и из чего исход - мы определенно не знаем, но, по словам Померанцева, она могла отравиться. Определенно он тоже ничего не сказал, а на утро даже и заминал об этом разговор. Она же стала страшно хмурая, раздражается до слез самыми пустяками и т. д. Бог их знает что! Думаем только, что что-то вроде начала любви.

Прости мне, драгоценная моя, это сообщение. Помни, что не глумлюсь и говорю тебе это как человеку, с которым всем хочется поделиться.

Впрочем, об этом будет...

О чем же еще? Работаю и, к моему удивлению, не ленюсь. Борис Петрович пока страшно дружественен. Нового тут, кроме рассказанной истории - ничего. Ведь ты знаешь, как поразительно однообразна редакционная жизнь. Да! Театральное искусство процветает! Каждый день рисую на громадных картонах декорации, печатаются афиши, напр., следующего содержания:

Театр.

Вокруг Света3

Мужик - Васильев4

Девочка - Черногорский

Барин - Черепанов5.

Роль девочки играет Вадя под таким подходящим псевдонимом! Каждый вечер просто стон стоит в столовой!.. Что же касается нашего "театра взрослых", то в нем теперь совсем недурно: как ты уже видела, наверно, из моих "дневников"6, Рощин-Инсаров играет превосходно7. Послезавтра первый спектакль Иванова-Козельского8. Этот пробудет долго... Люблю тебя по-прежнему и скучаю минутами страшно... Варюша! Милая! Думаешь ты сейчас обо мне? Нет, должно быть... Если бы можно было, чтобы каждая моя мысль, каждое ощущение долетали до тебя!

Людские так грубы слова,--
Не скажешь - лишь сердце измучишь!..9

Варюшечка! бесценная! Невесело мне!..

Весь, ей-богу, весь твой

И. Бунин.

Примечания

Печатается по автографу: ИМЛИ ОР, ф. 3, оп. 3, No 13, л. 3--5.

Год и место написания определены по содержанию и по связи с п. 45.

1 Возможно, Травина Евгения Витальевна, ставшая женой Д. В. Померанцева.

2 Б. П. Шелехов.

3 "Орловский вестник" (1891. - 1 янв. (No 1). - С. 1) упоминал о постановке в городском театре пьесы "Вокруг света в восемьдесят дней".

4 Васильев Михаил Дмитриевич - участник любительских спектаклей орловского "Музыкально-драматического кружка".

5 Черепанов А. А. - руководитель орловского "Музыкально-драматического кружка", актер театра М. В. Лентовского.

6 См. коммент. 6 к п. 45.

7 Рощин-Инсаров Николай Петрович (1861--1899; наст. фам. Пашенный) - актер. Служил в театрах Москвы и Киева, гастролировал по разным городам России. В Орле Н. П. Рощин-Инсаров с 15 по 18 января 1891 г. выступил четыре раза в этот свой приезд: в комедии Анн Опоре Дюверье "Любовь и предрассудок", в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума" в роли Чацкого, в драмах А. И. Сумбатова-Южина "Арказановы" в роли Новорыгина и "Цепи". Бунин в рубрике "Дневник" дал общую оценку игры этого актера: "... г. Рощин-Инсаров, как мы вполне убедились, не только может произвести впечатление простотой и силой своей игры, по обладает даром настоящего сценического искусства, способностью быть крайне разнообразным в передаче ролей и выдерживать эти роли до конца..." (Орловский вестник. - 1891. - 19 янв. (No 19). - С. 1--2).

8 Иванов-Козельский Митрофан Трофимович (1850--1898; наст. фам. Иванов) - актер. Работал в различных театрах Москвы и Петербурга. Гастролировал по городам России. Во время нынешних гастролей в Орле М. Т. Иванов-Козельский дал первый спектакль 20 января 1891 г.: в пьесе Лангаммера "От судьбы не уйдешь" он исполнил роль старика Артамонова. Гастроли продлились до 6 февраля 1891 г.

9 Неточная цитата из стихотворения А. А. Фета "Великой княгине Елисавете Маврикиевне" (1889). У Фета: Людские так грубы слова, // Их даже нашептывать стыдно!

© 2000- NIV