Avtobazar.ua - Автоцентр рекомендует автобазар для продажи авто ВАЗ в Украине.
Ask.mcdonalds.ru - Самое вкусное и полезное меню макдональдс 2014. Самый большой выбор в городе.
Иван Алексеевич Бунин, биография (Игорь Янин)

корни": известный поэт XIX века В.А.Жуковский - один из предков Ивана Бунина.

формируется личность Ивана Алексеевича.

В оспоминания о детстве связаны у Бунина "с полем, с мужицкими избами" и их обитателями. Он ездил в ночное вместе с крестьянскими детьми и, подружившись с некоторыми из них, целыми днями пропадал в окрестных деревнях. Так он и его друзья, как вспоминал позднее Бунин в автобиографическом романе "Жизнь Арсеньева", "сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир". И уже тогда, с той силой восприятия, которая свойственна только детству, он почувствовал главное - "божественное великолепие мира", которое впоследствии и станет вместе с темой России, Родины главной темой его творчества.

Как вспоминал впоследствии сам Бунин, писателем он стал "рано и незаметно". Но свою первую публикацию в петербургском журнале "Родина" запомнил на всю жизнь. Ему исполнилось тогда семнадцать лет: "Утро, когда я шел с этим номером с почты в Озерки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал свое произведение, никогда не забуду".

Осенью 1889 года Бунин становится газетчиком - начинает работать в газете "Орловский вестник", нередко выступая в роли и главного редактора. Там же он печатает свои первые рассказы, стихи, литературно-критические статьи в разделе "Литература и печать".

Тогда же Бунин узнал свою первую любовь. В редакции газеты он знакомится с корректором Варварой Владимировной Пащенко, дочерью елецкого врача. В 1891 году юные влюбленные поженились, но жить им пришлось невенчанными, поскольку отец и мать Варвары не хотели выдавать свою дочь за нищего поэта. Перипетии этой бунинской страстной любви впоследствии составят основу сюжета пятой книги его сочинений - "Жизни Арсеньева", книги, которая часто издавалась отдельно под названием "Лика"...

Но газетная рутина не мешает писателю заниматься собственно литературным творчеством. Стихи и проза Бунина появляются уже и в столичных "толстых" журналах, среди которых "Вестник Европы", "Мир Божий", "Русское богатство", и привлекают доброжелательное внимание литературной критики. А ее корифей Н.К.Михайловский, прочитав бунинский рассказ "Деревенский эскиз" (позднее озаглавленный "Танька"), написал, что из автора вполне определенно выйдет "большой писатель".

И материальная стесненность, и газетная поденщина, и неурядицы в личной жизни (первая любовь писателя Варвара Пащенко оставляет поэта и выходит за его друга Арсения Бибикова) сыграли свою роль и в становлении личности писателя, и в формировании его литературного дара. Писатель становится внешне более замкнут, холоден, а кто-то даже говорит о его "высокомерии", кичливости своим дворянством и прочем. Но все это не что иное, как своего рода броня, защита для человека искреннего, страстного, ранимого и очень нежного в своих чувствах и к любимому человеку, и к людям вообще, ко всему, что ему дорого. А газетная работа и личные невзгоды дали ему бесценный опыт, знание жизни, которые из книг не почерпнешь...

же года он "дебютирует на столичной сцене", и последнее почти буквально: он выступает в зале Кредитного общества Петербурга с чтением рассказа "На край света". Чтение имело большой успех, литературный Петербург заговорил о новом русском писателе.

Конец 1890-х годов - особый период в жизни Бунина. Он много ездит по стране. Будучи в июне 1898 года в Одессе, Бунин знакомится с Анной Николаевной Цакни (1879 - 1963), с которой сочетался браком 23 сентября того же года. Но его семейная жизнь вновь не удается. (В марте 1900 года супруги разойдутся, а их сын Коля умрет в 1905 году). Писатель неоднократно бывает в Ялте, где знакомится с людьми, которые надолго становятся его друзьями: с Чеховым, Станиславским, Рахманиновым.

Примечательно, что особенно тесно Бунин сошелся именно с Чеховым, в семье которого он, по его выражению, стал "своим человеком", а Чехов был с молодым собратом по перу "нежен, приветлив, заботился как старший". Он же предсказывал, что из Бунина непременно выйдет "большой писатель", отмечая, что в его рассказах "есть места просто на удивление".

положительные, по крайней мере, это касается отзывов тех людей, мнением которых писатель дорожил. Так, Куприн писал о "редкой художественной тонкости" в передаче поэтом настроения своего лирического героя. Блок, имея в виду "Листопад" и другие бунинские стихи, отводил писателю "одно из главных мест" в современной ему русской поэзии. И в те же годы состоялся успешный дебют Бунина-переводчика.

Вскоре пришло и официальное признание успехов писателя. 19 октября 1903 года за сборник "Листопад" и перевод "Песни о Гайавате" Лонгфелло Бунину была присуждена престижная Пушкинская премия Российской академии наук. А начиная с 1902 года стало выходить отдельными нумерованными томами собрание сочинений Бунина в издательстве Горького "Знание".

который был председателем Первой Государственной Думы. А в апреле 1907 года писатель и Муромцева вместе едут в свое "первое дальнее странствие", посещая Египет, Сирию, Палестину. Это путешествие не только положило начало их совместной жизни, но и дало рождение целому циклу бунинских рассказов "Тень птицы" (1907 - 1911), в которых тот писал о "светоносных странах" Востока, их древней истории и удивительной культуре.

Цикл "Тень птицы" стал этапным в творчестве Бунина. Если, как он сам писал, раньше его трактовали только "как меланхолического лирика или певца дворянских усадеб, певца идиллий", то теперь он находит новые, яркие краски, пишет новые сюжеты. Рецензент журнала "Вестник Европы" отмечал: "Его... слог беспримерен в нашей поэзии... Точность, красота языка доведены до предела. В отношении живописной точности г.Бунин не имеет соперников среди русских поэтов".

Иными словами, теперь писатель не описывает, он - показывает. Или, говоря словами его друга живописца П.А.Нилуса, он привносит в свое творчество "принципы живописи", становясь, таким образом, непревзойденным колористом в русской литературе, истинным мастером слова. И это тоже не остается без внимания со стороны ценителей его таланта: в 1909 году Российская академия наук присуждает ему вторую Пушкинскую премию за собственные стихи и за переводы Байрона и третью премию за поэтические работы. И в том же году Бунин избирается почетным академиком Российской академии наук.

Бунинский талант находится в непрерывном развитии. И ярким свидетельством этому послужила его известная повесть "Деревня", вышедшая в свет в 1910 году. Она стала очередной и важнейшей вехой на бунинском творческом пути.

После этого "беспощадного", по словам Бунина, произведения (которое сам автор называл также и романом) всем имеющим отношение к литературе людям стало ясно, что писать о "русском мужичке" в лубочном духе или в русле народнической идеализации того же мужика стало невозможно. "Мужицкое царство" стало другим, в нем вызревают новые, небывалые настроения. И первым заметил это и показал именно Бунин.

Всю свою жизнь Бунин шел своим собственным путем, "не выкидывал никаких знамен", по его выражению, не провозглашал никаких лозунгов, не примыкал ни к каким группировкам, течениям и кружкам. Для этого он был слишком самодостаточен, индивидуален и неповторим. Как неповторимо и уникально его чувство Родины, чувство истории российской, чувство русского языка и красоты.

Поэтому после Октябрьского переворота 1917 года он не мог оставаться в советской России. Он неоднократно говорил Вере Николаевне, что не может жить в этом "новом мире", ибо он как писатель и человек всецело принадлежит "старому миру" - миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга: поэзия только там, а в "новом мире" он ее не видит. И для Бунина и его жены начались долгие годы эмиграции. Сначала писатель жил в Париже, потом в маленьком городке южной Франции Грассе.

лиричности" (слова самого писателя): "Митину любовь" (1924), "Солнечный удар" (1925), "Дело корнета Елагина" (1925) и, наконец, "Жизнь Арсеньева" (1927 - 1929, 1933). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. А по словам К.Г.Паустовского, "Жизнь Арсеньева" - это не только вершинное произведение русской литературы, но и "одно из замечательнейших явлений мировой литературы".

В 1927 - 1930 годы Бунин пишет короткие рассказы - в страницу, полстраницы, а иногда в несколько строк. Эти его произведения вошли в книгу "Божье дерево", книгу, которая стала еще одной, новой страницей в бунинском творчестве. Никогда раньше он не достигал такого красноречивого лаконизма, такой тонкости и глубины письма, такого совершенного, свободного владения словом. Это произведение по полному праву поставило писателя в один ряд с такими мастерами, как Пушкин, Толстой и Чехов.

В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, которую, как считал сам писатель, он получил именно за "Жизнь Арсеньева", свое лучшее произведение. Мировая слава обрушилась на него внезапно; неожиданно он ощутил себя международной знаменитостью. Когда Бунин приехал в Стокгольм, чтобы принять участие в церемонии получения Нобелевской премии, то там его уже ждали. Фотографии писателя были в каждой газете, в витринах книжных магазинов, он же, русский писатель Иван Бунин, смотрел на зрителей с экрана кинематографа. Даже случайные прохожие, завидев русского писателя, оглядывались на него, перешептывались. Несколько растерявшийся от этой суеты, Бунин ворчал: "Как знаменитого тенора встречают..."

Особенно радовались и за Бунина, и за Россию писатели-эмигранты. Борис Зайцев вспоминал о своем ликовании: "...Мы были какие-то последние люди там, эмигранты, и вдруг писателю-эмигранту присудили международную премию! Русскому писателю!.. И присудили не за какие-то там политические писания, а все-таки за художественное... Я в то время писал в газете "Возрождение"... Так мне экстренно поручили написать передовицу о получении Нобелевской премии. Это было очень поздно, я помню, что было десять вечера, когда мне это сообщили. Первый раз в жизни я поехал в типографию и ночью писал. Я помню, что я вышел в таком возбужденном состоянии (из типографии), вышел на place d'Italie и там... обошел все бистро и в каждом бистро выпивал по рюмке коньяку за здоровье Ивана Бунина! Приехал домой в таком веселом настроении духа часа в три ночи, в четыре, может быть..."

А Бунин продолжает работать. Он пишет книгу "Темные аллеи", книгу, которая, как заметил сам автор, "говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном..." Он писал: "Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни".

Родине. И он искренне радовался победам советских и союзных войск.

В 1945 году Бунин вновь возвращается в Париж. Там он пишет книгу воспоминаний и работает над книгой "О Чехове". Но закончить ее он уже не успел...

В ночь на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин умер на руках своей жены. Его похоронили на "русском кладбище" Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. В цинковом гробу, который обычно выбирали тогда, когда надеялись, что придет время, и прах будет однажды предан родной земле, которую покойный любил, на которую так хотел вернуться.

Но Бунин вернулся на Родину в своих творениях. Его читают, помнят, любят. Здесь он живет в сердцах своих читателей.

Игорь ЯНИН.
Главная